Главная » Судовые каталоги » ДР30/50, Д30/50
Габаритные размеры и описание конструкции
Марка дизеля | A | B | C | D | E | H | K | |
без демпфера | с демпфером | |||||||
4Д30/50-2 | 3515 | - | 1590 | 3300 | 725 | 1100 | 3370 | 560 |
4ДР30/50-3 | 3540 | - | 1590 | 3300 | 725 | 1100 | 3370 | 560 |
4ДР30/50-5 | 3660 | - | 1590 | 3300 | 725 | 1100 | 3370 | 560 |
6Д30/50-2 | 4555 | - | 1590 | 3300 | 725 | 1100 | 3370 | 560 |
6Д30/50-3 | 4555 | - | 1590 | 3300 | 725 | 1100 | 3370 | 560 |
6ДР30/50-3 | 4500 | 4560 | 1590 | 3300 | 725 | 1100 | 3370 | 560 |
6Д30/50-4 | - | 4590 | 1590 | 3300 | 725 | 1100 | 3370 | 560 |
6ДР30/50-5 | 4700 | 4760 | 1590 | 3300 | 725 | 1100 | 3370 | 560 |
6ДР30/50-6 | 4755 | 4815 | 1590 | 3300 | 725 | 1100 | 3370 | 560 |
6ДН30/50 | 4845 | - | 1650 | 3355 | 725 | 1100 | 3370 | 560 |
6ДН30/50-А | 4845 | - | 1650 | 3455 | 825 | 1100 | 3370 | 560 |
6ДРН30/50 | 4845 | 4905 | 1650 | 3355 | 725 | 1100 | 3370 | 560 |
8ДР30/50-3 | 5570 | 5630 | 1620 | 3300 | 725 | 1100 | 3370 | 560 |
8ДР30/50-4 | 5770 | 5830 | 1620 | 3300 | 725 | 1100 | 3370 | 560 |
8ДР30/50-5 | 5770 | 5830 | 1620 | 3300 | 725 | 1100 | 3370 | 560 |
Описание конструкции
Остов дизеля
Остов дизеля состоит из фундаментной рамы, бока цилиндров и крышек рабочих цилиндров. Блок цилиндров крепиться к фундаментной раме болтами и короткими анкерными связями. Каждая крышка крепиться к блоку цилиндра восемью шпильками.
Фундаментная рама - литая, чугунная. В гнездах поперечных перегородок рамы расположены постели коренных подшипников, стальные вкладыши которых залиты баббитом. Крайний коренной подшипник со стороны фланца коленчатого вала является установочным. Первый коренной подшипник со стороны поста управления, выносной, чугунный, без вкладышей, крепиться к торцу фундаментной рамы.
К нижней открытой части рамы крепится сварной маслосборник.
Блок цилиндров - литой, чугунный. У шести- и восьмицилиндровых дизелей состоит, соответственно, из двух трехцилиндровых и двух четырехцилиндровых блоков, соединенных между собой болтами. В блоке установлены втулки рабочих цилиндров. Со стороны распределения блок имеет горизонтальную полку, на которой устанавливаются топливные насосы, воздухораспределитель, топливоподкачивающий насос, привод тахометра, и автомат пуска. Ниже полки в блоке имеются прямоугольные гнезда для подшипников распределительного вала. На закрытиях картера установлены предохранительные клапаны.
Втулка цилиндра - литая, чугунная, имеет пять выхлопных и десять продувочных окон. Водяное уплотнение втулки достигается тремя уплотнительными поясами. На двух верхних поясах со стороны продувочных и выхлопных окон установлены медные, а со стороны водяных полостей резиновые кольца. В нижнем поясе установлены резиновые кольца. Втулка имеет охлаждаемые перемычки выхлопных окон.
Крышка цилиндра - литая, чугунная. Уплотнение между крышкой и втулкой цилиндра осуществляется при помощи прокладки из отожженной меди. В крышке размещены форсунка, пусковой клапан и индикаторный кран с предохранительным (сигнальным) клапаном.
Для очистки водяной полости в блоке и крышке предусмотрены лючки.
Кривошипно-шатунный механизм
Коленчатый вал - цельнокованный из углеродной стали или литой из высокопрочного чугуна. Шатунные и коренные шейки коленчатого вала имеют отверстия для прохода масла. К щекам вала крепятся чугунные противовесы. Вал имеет фланец отбора мощности, со стороны которого установлена разъемная шестерня привода распределительного вала. На вале со стороны поста управления установлена шестерня привода распределительного вала. На вале со стороны поста управления установлена шестерня привода маслянного и водяных насосов. Для судовых дизелей предусмотрена возможность установки демпфера крутильных колебаний на валу со стороны поста управления.
Шатун рабочего цилиндра изготовлен из углеродистой стали, стержень круглого сечения, с отверстием для подачи масла к головному подшипнику и в полость охлаждения головки поршня. В отверстие верхней головки шатуна запрессована втулка, изготовленная в виде стальной штамповки из двух половин, залитых баббитом. Нижняя головка крепится к стержню шатуна двумя болтами.
Поршень - литой, чугунный. Головка поршня охлаждается маслом. На поршне установлено девять поршневых колец, пять из которых компрессионные прямоугольного сечения и четыре нижних - маслосъемные. Поршневой палец стальной, цементированный, полый.
Распределение
Распределительный вал, расположенный в блоке цилиндров со стороны продувки, изготовлен из углеродистой стали. Подшипники вала бронзовые. Распределительный вал дизелей 6ДР30/50-6 и 6ДРН30/50 имеет муфту. На распределительном вале установлены разъемные кулачковые шайбы симметричного профиля для привода топливных насосов высокого давления и конические шестерни для привода пускового воздухораспределителя, топливоподкачивающего насоса, датчика электрического тахометра, а также привода автомата пуска, всережимного регулятора, золотника блокировки неправильных реверсов (у дизелей с системой дистанционного автоматизированного управления).
Привод распределительного вала осуществляется от коленчатого вала через систему шестерен.
Продувка и наддув
Дизель имеет контурную продувку. Продувочный воздух подается в ресивер поршневым продувочным насосом типа тандем двойного действия, который приводится от дополнительного крипошипа коленчатого вала. Станина насоса установлена на фундаментной раме дизеля. Цилиндр насоса разделен на две независимые полости. Два поршня посажены на общий шток, который соединяется с коленчатым валом при помощи крейцкопфа и шатуна. В полостях всасывания и нагнетания установлены клапанные коробки, в которых расположены пластинчатые клапаны. Из Продувочного насоса воздух поступает в ресивер. Выпускные газы поступают в общий для всех цилиндров коллектор.
Дизели с турбонаддувом имеют двухступенчатую систему сжатия воздуха. Трбокомпрессор типа ТК-30 подает воздух в ресивер первой ступени. Из ресивера воздух поступает в продувочный насос и через холодильник воздуха в ресивер второй степени.
Выпускные газы из цилиндров проходят в общий для каждых трезцилиндров коллектор и далее к газовой турбине.
Система подачи топлива
Топливная система дизеля состоит из топливоподкачивающего насоса (для судовых дизелей), топливных фильтров, топливных насосов высокого давления, форсунок и трубопроводов.
Топливоподкачивающий насос шестеренчатого типа попадает топливо под давлением 0,3-1,2 кгс/см2. Привод насоса осуществляется от распределительного вала при помощи пары конических шестерен и вертикального вала.
В топливной системе дизеля устанавливаются следующие фильтры:
- сетчатый фильтр грубой очистки, состоящий из двух самостоятельных фильтров, смонтированных в одном корпусе
- миткалевый фильтр тонкой очистки
- щелевой фильтр высокого давления, установленный на форсунке
Топливный насос высокого давления - отдельный на каждый цилиндр. Регулирование количества подаваемого топлива производится за счет изменения начала подачи топлива посредством изменения времени закрытия всасывающего клапана, перепускающего топливо в начале нагнетательного хода плунжера. Момент закрытия всасывающего клапана изменяется поворотом эксцентрикового валика или изменением длины толкателя клапана.
Привод топливного насоса осуществляется от кулачковой шайбы распределительного вала через роликовый толкатель.
Форсунка закрытого типа. Давление открытия иглы 200-205 кгс/см2. Сопло распылителя имеет восемь отверстий диаметром 0,35 мм.
Регулятор числа оборотов
В зависимости от назначения на дизеле устанавливается либо центробежный однорежимный регулятор прямого действия с пределом регулирования числа оборотов ± 25 об/мин от номинального, либо всережимный регулятор непрямого действия. Всережимный регулятор представляет собой агрегат с самостоятельной замкнутой гидравлической системой.
Система смазки
На дизеле имеются две независимые системы смазки: циркуляционная и высокого давления для смазки втулок цилиндров.
Циркуляционная система смазки включает:
- масляный насос шестеренчатого типа, установленный на торце фундаментной рамы (приводится от коленчатого вала). Масляный насос судового (реверсивного) дизеля отличается от насоса стационарного дизеля дополнительными клапанами, обеспечивающими работу насоса независимо от направления вращения шестерен
- холодильник масла трубчатого типа; вода, охлаждающая масло, проходит внутри медных трубок, масло омывает трубки снаружи
- Фильтр грубой очистки, сетчатого типа, состоящий из двух самостоятельных фильтров, установленных в одном корпусе; фильтр тонкой очистки, представляющий собой резервуар, в котором размещены патроны ДАСФО
Система охлаждения
Судовые дизели, стационарные дизели с наддувом и дизели 4Д30/50-3 и 6Д30/50-3 имеют двухконтурную систему охлаждения, состоящую из замкнутого контура (забортной воды у судовых дизелей), охлаждающего холодильники воды, масла и воздуха (у дизелей с наддувом).
У судовых дизелей центробежные водяные насосы (пресной и забортной воды) расположены на переднем торце дизеля и приводятся от шестерни коленчатого вала.
У стационарных дизелей 6Д30/50-2, 6ДН30/50-А, 4Д30/50-3 и 6Д30/50-3 на переднем торце расположен водяной центробежный насос для контура пресной воды; прокачка водой через внешний контур осуществляется автономным насосом с электроприводом.
Регулирование температуры пресной воды осуществляется терморегулятор.
Стационарные дизели 4Д30/50-2 и 6Д30/50-2 водяного насоса не имеют; охлаждение осуществляется пресной водой, подаваемой от отдельно установленного насоса или из водопровода. Расход воды составляет около 25 л/э.л.с.ч.
Система пуска
Пуск дизеля производится сжатым воздухом под давлением не выше 30 кгс/см2. Пусковая система включает: пусковые баллоны; главный пусковой клапан, который открывает доступ воздуха из баллона к воздухораспределителю и к пусковым клапанам; нагрузочный клапан, предназначенный для управления главным пусковым клапаноми установленный в корпусе поста управления; пусковой воздухораспределитель, управляющий открытием и закрытием пусковых клапанов; пусковые клапаны в крышках цилиндров.
Система управления
Управление стационарными и судовыми дизелями осуществляется рукояткой поста управления, с помощью которой производится пуск; остановка, реверсирование (судовых дизелей) и изменение подачи топлива. Рукоятка поста управления судового дизеля имеет пять положений: "стоп", "пуск вперед", "работа вперед", "пуск назад" и "работа назад", а стационарного дизеля три положения: "стоп", "пуск" и "работа".
Судовые дизели могут оборудоваться автоматизированной системой дистанционного управления, позволяющей производить пуск и управление дизеля с дистанционного пульта управления, который может устанавливаться на расстоянии до 30 м от дизеля. При управлении с дистанционного пульта все операции - пуск, остановка, реверсирование и изменение числа оборотов - выполняются автоматически, после установки рукоятки дистанционного пульта в положение, соответствующее заданному режиму.
Контрольно-измерительные приборы
На дизеле устанавливаются следующие контрольно-измерительные приборы: пирометрическая установка для замера температур выхлопов газов по цилиндрам; манометры для контроля за давлением масла, воды, топлива, пускового и продувочного воздуха; термометры для контроля за температурой воды и масла; тахометр для контроля за числом оборотов дизеля.