телефон: +7 (812) 606-60-43
факс: +7 (812) 372-50-29
office@baltix-spb.ru

Baltix Saint-Petersburg

техническое снабжение судоходных компаний

» »

Техническое описание

Назначение

Жидкостный центробежный сепаратор СЦ-1,5 с коническими тарелками и ручной выгрузкой осадка предназначен для очистки минеральных масел и дизельного топлива от воды и механических примесей на судах и в различных отраслях промышленности. Кроме основного назначения, сепаратор можно применять для осветления и разделения взрывобезопасных и не агрессивных суспензий и эмульсий.
Сепараторы, предназначенные для эксплуатации на судах, комплектуются электрооборудованием специального морского исполнения.

Индексы сепараторов

СЦ-1,5
Сепаратор морского исполнения с электрооборудованием постоянного тока.

СЦ-1,5/I
СЦ-1,5/I

Сепаратор морского исполнения с электрооборудованием переменного тока напряжением 220В или 380В.

СЦ-1,5А
Сепаратор общепромышленного исполнения с электрооборудованием переменного тока напряжением 220В или 380В

СЦ-1,5АТ
Сепаратор общепромышленного тропического исполнения.

СЦ-1,5/IТМ
СЦ-1,5/IIТМ
СЦ-1,5ТМ

Сепараторы морского тропического исполнения.

Рисунок 1. Общий вид сепаратора
Сепаратор Электродвигатель Размеры, мм
Т К Х М Н П Р
СЦ-1,5П40М34076536534025017015
СЦ-1,5/I
СЦ-1,5/II
АОМ-42-4
АО2-324М
2706652752701909515
СЦ-1,5ААО2-32-4
4А 100 S4
исполнение М101
270655-315-11020
СЦ-1,5ААО2-32-4
4А 100 S4
исполнение М101
320595-320-16020
СЦ-1,5ААО2-31-4
4А 100 S4
исполнение М301
размеры на рисунке 2


Рисунок 2. Общий вид сепаратора с фланцевым электродвигателем

Технические данные

СЦ-1,5 СЦ-1,5/I
СЦ-1,5/II
СЦ-1,5А
Производительность сепаратора в зависимости от свойств сепарируемого продукта:1000-2500 литров/час
Насос сепаратора обеспечивает вакууметрическую высоту всасывания не более:0,53 кгс/см2
Давление нагнетания не более:3,5 кгс/см2
Габаритные размеры не более:
• длина1087 мм1020 мм975 мм
• ширина500 мм500 мм485 мм
• высота780 мм780 мм780 мм
Высота снятия сборника:1020 мм1020 мм960 мм
Масса не более:
• сепаратор без запасных частей и инструмента270 кг230 кг240 кг
• сепаратор в рабочем состоянии280 кг240 кг248 кг
Масса барабана:20 кг
Емкость шламового пространства барабана:1,7 дм3
Скорость вращения барабана в зависимости от скорости вращения вала электродвигателя:6700-7125 оборотов/минуту
Мощность электродвигателя:2,8-3,2 кВт


Рисунок 3. Разрез сепаратора по горизонтальному и вертикальному валам

Устройство и работа сепаратора

Основные узлы сепаратора: механизм, сборник, барабан, насос и электродвигатель с пусковой аппаратурой. С сепаратором поставляются комплекты запасных частей, инструмента и технической документации.
Сепаратор и электродвигатель установлены на общей фундаментной плите, пусковая аппаратура устанавливается отдельно. Сепараторы СЦ-1,5А выпускаются в двух вариантах: с электродвигателем на лапах рисунок 1 (исполнение по монтажу М101) и с фланцевым электродвигателем рисунок 2 (исполнение по монтажу М301). Присоединительные размеры и компоновка узлов показаны на рисунках 1, 2 и 3.
С целью уменьшения вибрации и шума сепаратор рекомендуется устанавливать на амортизаторы, а трубопроводы подсоединять к нему с помощью гибких вставок.
Принцип действия сепаратора основан на разделении жидкостей с различными плотностями и отделении механических примесей под действием центробежных сил, возникающих при вращении барабана. Схема работы сепаратора показана на рисунке 4. Очищаемая жидкость всасывающей секцией шестеренного насоса подается в барабан сепаратора (если необходим подогрев, то через подогреватель), где и происходит разделение жидкостей нагнетающей секцией насоса откачивается в соответствующую емкость, а отсепарированная вода отводится самотеком. Механические примеси отлагаются на стенках барабана.
На всасывающий магистрали последовательно установлены:

  1. невозвратный клапан (рисунок 5) для удержания жидкости в трубопроводе во время остановок сепаратора. Невозвратный клапан рекомендуется устанавливать ели уровень очищаемой жидкости ниже уровня насоса на 1-1,5 м;
  2. проходной кран для регулировки подачи сепарируемой жидкости;
  3. фильтр для очистки жидкости от крупных механических включений.
Для подогрева масла или топлива, с целью получения более качественной очистки, могут быть использованы электроподогреватели или пароподогреватели.

Рисунок 4. Схема работы сепаратора

а) бак грязной жидкости; б) всасывающий невозвратный клапан; в) кран проходной; г) фильтр; д) насос; с) подогреватель; ж) пробные краны; и) бак чистой жидкости; к) бак отходов.
Рисунок 5. Всасывающий невозвратный клапан

1 — сетка; 2 — корпус; 3 — клапан; 4 — ниппель; 5 — стопорное кольцо.

Механизм

Схема работы механизма следующая. Вращение от электродвигателя передается горизонтальному валу через фрикционную муфту. От горизонтального вала через червячно-винтовую пару с передаточным числом 4,75 вращение передается вертикальному валу, а через эластичную муфту — шестеренному двухсекционному насосу. Опорами горизонтального вала служат два радиальных шарикоподшипника, закрепленных в приливах станины. Вертикальны вал установлен в упругих опорах. Устройство узлов горизонтального и вертикального валов механизма показано на рисунках 3, 14, 15 и 16.

Сборник

В результате сепарирования чистое масло попадает в камеру «в», образуемую тарелкой 10 и корпусом сборника 11, а вода — в камеру «с» между тарелками 9 и 10. Масло и вода отводятся по соответствующим литым каналам корпуса сборника.
Камера «а» служит для определения переполнения.
Камера чистого масла соединена трубопроводом с нагнетающей секцией насоса. В верхней части корпуса сборника имеется канал, закрываемый пробкой 14. Через это канал в барабан заливается вода для создания водяного затвора. Для наблюдения за протеканием жидкостей имеются два смотровых глазка 13. Термометр 12 служит для контроля температуры поступающего в барабан масла. Для взятия проб очищаемого масла установлен кран 8. В чаше 15 имеются два пружинных тормоза 16 для торможения барабана после выключения электродвигателя в случае необходимости быстрой остановки и два диаметрально-расположенных припора 6, для закрепления барабана при разборке.
Кожух 18 предохраняет механизм от попадания в него воды и масла. Разъем корпуса сборника и чаши уплотнен резиновыми уплотнительными кольцами 7. Жидкость, попавшая в чашу, стекает через трубку 17.

Рисунок 6. Сборник

6 — припор для крепления барабана; 7 — уплотнительные кольца сборника; 8 — кран; 9 — тарелка нижняя сборника; 10 — тарелка средняя сборника; 11 — корпус сборника; 12 — термометр; 13 — глазок; 14 — пробка; 15 — чаша; 16 — тормоз; 17 — трубка стока из чаши; 18 — кожух.

Барабан

Барабан — узел, в котором происходит разделение смеси жидкостей (масло- вода) и отделение механических примесей. При сборке барабана на одновременную очистку от воды и механических примесей (барабан-пурификатор), очищаемое масло через внутреннюю полость тарелкодержателя 28 и через отверстия тарелок барабана 21 поступает в межтарелочное пространство, где и происходит разделение жидкостей. Жидкость, имеющая большую плотность (вода), будет стремится к периферии, а жидкость с меньшей плотностью (масло), ближе к оси вращения. В результате непрерывной подачи обводненного масла и непрерывного процесса разделения, вода перемещается вверх по стенкам корпуса барабана 20 и через зазор между водяной горловиной 29 и пазами крышки 24, а затем через зазор между водяной горловиной и регулирующим кольцом 27 попадает в водяную камеру сборника. Чистое масло, как более легкое, по межтарелочному пространству перемещается к оси вращения и, достигнув наружной поверхности тарелкодержателя, перемещается вверх, а затем через кольцевой зазор между водяной горловиной и тарелкодержателем попадает в камеру чистого масла сборника.
Большая часть механических примесей (барабан — кларификатор) грязное масло в межтарелочное пространство попадает с торца пакета тарелок, минуя отверстия тарелок барабана, что повышает качество очистки масла от механических примесей. Механические примеси оседают на внутренней стороне стенок корпуса барабана, а чистое масло через кольцевой зазор между тарелкодержателем и грязевой горловиной 30 попадает в камеру чистого масла сборника. При этой сборке производят очистку только от механических примесей, так как вывода для отсепарированной воды нет. Если в очищаемом масле есть вода, она будет оставаться в барабане и после заполнения его водой наступит переполнение и процесс сепарирования нарушится.
Механические примеси из барабана следует периодически удалять, останавливая сепаратор, разбирая барабан. Периодичность очистки барабана зависит от степени первоначального загрязнения масла механическими примесями, но не реже одного раза в неделю.
Для удобства при эксплуатации на барабане нанесены:

  1. стрелки, показывающие направление отвертывания гаек (на большой 22 и малой 25 гайках барабана);
  2. риска на большой гайке барабана и риска с буквой «П» на крышке барабана 24, показывающие предел завертывания большой гайки барабана;
  3. риска и буква «Г» на цилиндрической поверхности горловины водяной 29 (или горловины грязевой 30) и тарелкодержателя 28, показывающих положение горловины относительно тарелкодержателя;
  4. буква «С» на крышке барабана показывающая расположение паха под припор в корпусе барабана 20;
  5. риски на торцах рассекателя корпуса барабана и вертикального вала, показывающие положение корпуса барабана на вертикальном валу;
  6. горизонтальная риска и буква «В» на цилиндрической поверхности большой гайки барабана, показывающие положение барабана по высоте относительно верхнего среза чаши сборника.
Для проверки правильности комплектации барабана на его основных деталях (корпусе, большой и малой гайках, крышке и тарелкодержателе) выбит заводской номер сепаратора.

Рисунок 7. Барабан

20 — корпус барабана; 21 — тарелка барабана; 22 — гайка большая; 23 — уплотнительное большое; 24 — крышка барабана; 25 — гайка малая; 26 — кольцо уплотнительное малое; 27 — кольцо регулирующее; 28 — тарелкодержатель; 29 — горловина водяная; 30 — горловина грязевая; 31 — тарелка грязевая; 32 — тарелка нулевая.

Выбор регулирующего кольца

Для обеспечения нормального сепарирования большое значение имеет правильный выбор регулирующего кольца с внутренними диаметрами 72, 74 и 75 мм, установка кольца с тем или иным диаметром зависит от плотностей разделяемых жидкостей (например: вода-масло) и их процентного содержания. Чем меньше разница плотностей между маслом и водой, тем меньше должен быть диаметр регулирующего кольца и наоборот. С увеличение содержания воды в масле диаметр регулирующего кольца должен быть увеличен. Если регулирующие кольца не обеспечивают требуемого качества очистки сепарируемого продукта, можно их расточить до диаметра, дающего наилучший результат. Рекомендуется за одну расточку увеличивать диаметр не более, чем на 1 мм, и каждый раз проверять качество сепарирования.
Для наглядности на рисунке 8 приводится схема процесса сепарирования в барабане с регулирующими кольцами различных диаметров.
Например, при отделении воды от масла «Турбинное 46», имеющего плотность около 0,877 и обводнение около 10%, лучше всего устанавливать кольцо с внутренним диаметром — 74 мм.

Рисунок 8. Схема сепарирования

a — диаметр регулирующего кольца велик, часть масла уходит вместе с водой; б — процесс сепарирования протекает нормально;
в — диаметр регулирующего кольца мал; условия сепарирования ухудшаются, часть воды уходит вместе с маслом.

Насос

Для подачи грязного масла в барабан и отвода читого масла служит сдвоенный шестеренный насос, приводимы в действие от горизонтального вала через эластичную муфту.
Грязное масло, проходя через кран проходной 44 и фильтр 45, всасывающей секцией насоса «III» подается в барабан (если необходим подогрев, то через подогреватель). Нагнетающая секция насоса отводит чистое масло и подает его по назначению. На нагнетательном патрубке насоса установлен предохранительный клапан 46, для сброса масла при повышении давления в магистрали более 4 кг/см2 и пробный кран 47 для взятия проб чистого масла.
Фильтр (рисунок 10) предназначен для очистки масла от крупных механических включений, которые могут вывести насос из строя.
Трубопровод (рисунок 11) соединяет камеру чистого масла сборника и нагнетающую секцию шестеренного насоса. Глазок 54 дает возможность наблюдать за выходом чистого масла.

Рисунок 9. Насос

35 — крышка насоса; 36 — прокладка; 37 — ведомые шестерни; 38 — корпус насоса; 39 — кронштейн; 40 — ось; 41 — муфта соединительная; 42 — шайба эластичной муфты; 43 — штифт конический 6х40 латунный; 44 — кран проходной; 45 — фильтр; 46 — клапан предохранительный; 47 — пробный кран; 48 — уплотнитель; 49 — ведущие шестерни; 50 — валик.

Контрольная аппаратура и инструмент

Для контроля температуры очищаемого масла на корпусе сборника установлен термометр со шкалой от 0 до 100°С.
Пробы чистого и грязного масла берут через соответствующие краны.
На станине сепаратора установлен глазок — маслоуказатель, на котором нанесена красная черта для определения уровня масла в ванне механизма. Масло необходимо залить до уровня черты. Для наблюдения за прохождением по каналам грязного и чистого масла, а также отходов сепарирования (воды) установлены смотровые глазки.
Для обслуживания сепаратора в процессе эксплуатации следует пользоваться специальным инструментом (рисунок 12).

Рисунок 10. Фильтр

51 — корпус; 52 — крышка; 53 — сетка фильтра.
Рисунок 11. Трубопровод

54 — глазок; 55 — фланец нажимной; 56 — труба к сборнику; 57 — угольник; 58 — труба к насосу.
Рисунок 12. Инструмент

60 — приспособление для сжатия пакета тарелок барабана; 61 — насос для очистки барабана; 62 — ключ для большой гайки барабана; 63 — ключ для регулировки высоты барабана; 64 — съемник корпуса барабана; 65 — ключ для малой гайки барабана; 66 — нож для очистки барабана.